Казимир Малевич «Англичанин в Москве». Описание картины

Некий господин смотрит на нас и взгляд ему преграждает куча предметов, которые сразу попадаются на пути иностранного гостя. Но стоит ли воспринимать эту картину как повествование об утомительном знакомстве англичанина с русской культурой?

Картина кажется ироничной, напоминает коллаж или афишу. Использование текста идёт от народной картинки, лубка. Но если там надпись напрямую помогала пониманию изображения, здесь мы видим некий ребус.

Можно ли отнести рыбу, храм, лестницу, свечу к христианским символам? Возможно, это образ старой религиозной России. Если рыба – это просто соленая селедка, почему из нее исходит такой мощный луч жёлтого света, а рядом находится храм?

Скаковое общество, это место где люди пытаются заработать деньги, делая ставки. Оно за спиной англичанина, он пришел оттуда. Самый близкий элемент преграды – сабля. Создаётся впечатление, что она отделяет зрителя от всего изображённого.

Композиционное движение весьма интересно: от глаза оно переходит к красной ложке, которая тоже фиксирует персонаж, затем следует к большой стрелке, которая недвусмысленно отправляет гостя за край картины.

Частичное затмение, скорее всего, имеет в себе ссылку на реальное астрономическое событие, которое было «на слуху» в то время. Также можно провести параллель с помрачением умов людей, некую растерянность в обществе.

Известна ещё одна картина с подобной надписью, где больше абстрактных форм – «Композиция с Джокондой». Это явный символ перехода от старых идеалов к чему-то новому, неизвестному.

Казимир Малевич «Англичанин в Москве»

«Англичанин в Москве» 1914 г. Холст, масло. 88 x 57 см