Казимир Малевич «Голова крестьянина». Описание картины

В 1929 году К. Малевичу 50 лет, он прожил долгую творческую жизнь, вкусил все тяготы неспокойного времени первых лет советской власти. В его живописи в этот период вновь появляются фигуры людей. Сам он называет подобный подход супранатурализмом. Он всё ещё тяготеет к разделению мира на простые геометрические формы, а цвет передаёт не внешнее бытие персонажей, но их внутреннюю сущность.

Кто эта значительная личность на картине? Возможно это образ человека как понятия, или портрет современника, или автопортрет? В любом случае хотелось бы охарактеризовать его такими словами как сильный, выносливый, созидающий.

В картине присутствует множество различных диагоналей. Они и маленькие фигурки крестьян второго плана подчёркивают величавую неподвижность главной фигуры. Своими ритмами они словно выталкивают фигуру вперёд. Создаётся впечатление, что человек становится всё больше и больше и движется прямо на зрителя. Единственное, что оставляет персонажа в пространстве холста – крест из двух диагоналей, линии взгляда и линий движения самолётов. Удивительно, если бы не было серого в правом глазе крестьянина, перекрестье бы не получилось!!

Основные выразительные средства здесь – это пятно и цвет. Интересно рассмотреть цветовую гамму. Если принять белый цвет как образ вечной жизни, красный как жизнь деятельную, материальную, а чёрный как смерть, пустоту, разрушение? Присутствует в картине и жёлтый – неземной, духовный, убрать его и изображение потеряет выразительность, звучность, станет напряжённым. Зелёный и синий играют второстепенную роль. Зелёный – цвет возрождения к жизни, цвет мира, надежды. Синий цвет здесь близок к фиолетовому, что эмоционально придаёт ему оттенки сдержанности, умеренности, также переводит на духовное начало.

Несмотря на кажущуюся необычность изображения людей у К. Малевича, напрашивается аналогия использования цвета с традиционным русским искусством, например с иконописью, костюмом. Кто сможет выйти за пределы своего материального существования? Да, произошла революция, всё вокруг стремительно менялось и видение цвета у К. Малевича, скорее всего, было другое, но мир по сути своей оставался прежним…

Рассмотрим картину сверху вниз: самолёты в небе, скорее всего символ войны, они пронизывают цельность вечного бытия чёрными линиями, несут хаос, который останавливается на фигуре крестьянина (чёрные линии на его плечах). Человек по природе смертен (чёрный), но имеет вечную природу (белый) и он полон жизни (красный), творит её здесь и сейчас. Человек, созидая, преодолевает хаос, он велик и он один из многих. Такой смысл угадывается в этой выразительной картине Казимира Малевича.

Казимир Малевич «Голова крестьянина»

«Голова крестьянина» 1929 г. Масло, дерево. 71,7 x 53,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия