Казимир Малевич. Поздний период

self-portrait4После революции важное место в жизни Малевича занимает общественная деятельность. Художник разрабатывает концепции новых музеев. С 1918 года Малевич начинает свою педагогическую работу. Он работает в Свободных государственных мастерских. Преподавательская работа упорядочивает взгляды художника на искусство, в результате появляется труд «О новых системах в искусстве».

В 1919 году Малевич переезжает в Витебск в связи с материальными трудностями. Он работает в Витебской народной художественной школе. В это время Малевич разрабатывает свою систему художественного образования, в которой виды искусства рассматриваются на базе супрематизма. Эта система получает название «Уновис» («Утвердители нового искусства»). Из-за сложных отношений с коллегами впоследствии Малевич будет вынужден переехать в Петроград.

В 1927 году художник впервые выезжает за границу, посещает Польшу, Германию. Именно в Берлине Малевич получает письмо из СССР с требованием вернуться на родину. Как только художник возвращается, его сразу же арестовывают по обвинению НКВД в шпионаже. Картины Малевича долгое время остаются в Германии.

Освободившись, Малевич радикально пересматривает свои художественные принципы, поняв, что супрематизм исчерпал себя. На смену ему приходит созданный художником супранатурализм, воплощенный в работах «В поле», «Девушки в поле». Это направление призвано объединить абстрактное и изобразительное начало в искусстве.

С 1929 года в творчестве Малевича наступает этап постсупрематизма, художник вновь обращается к теме крестьянства. В этот период в его полотнах появляются драматические отголоски, которых не было ранее. Все фигуры, изображенные на картинах, кажутся отчужденными и безликими. К этому периоду относятся также работы «Женский торс», «Торс», в которых былую значимость вновь приобретает белый цвет.

С 1929 года Малевич периодически ездит в Киевский художественный институт. Там он преподает и работает над теоретическими статьями. В 1928 году состоялась масштабная персональная выставка Малевича.

Изменения в стране отразились на творчестве Малевича. В его живопись проникло ощущение невосполнимой пустоты, законченности. Работы художника в тоталитарном обществе не принимают. Малевич работает над портретами, в том числе и над автопортретом (1933 год).

Казимир Малевич умер 15 мая 1935 года в Ленинграде.

 

Картины Казимира Малевича — Поздний период творчества